Как выстроить систему обучения дома? Вопрос не из легких. Да и ответов можно найти множество. Думаю, что самый правильный вариант — это система, максимально подстроенная под вашего ребенка. Тем более раз задача стоит перед мамой. Сегодня, я постараюсь охватить все варианты распределения занятий, которые пробовала я или мои друзья. И распишу подробно план занятий с моими детьми, который я введу с февраля. Мои план разработан на двух детей, с целью максимально совместить занятия. Родители деток 1,5 и 4-5 лет могут брать отдельные части для примера.
Хочу отметить вначале статьи: наши дети активные, занятия воспринимают позитивно, мы не сидим над уроками дни напролет, мы гуляем часами. По факту на игру-занятие с младшим сыном нужно 5-10 минут в день или пока он не потеряет интерес, даже чуть раньше, прежде, чем ребенок потеряет интерес. Занятия со старшим сыном посерьезней, многое уже начинает выходить за рамки игры. Но мы стараемся, чтоб было интересно и познавательно. Например, мы можем играть и грузить самосвал краном и считать груз, играть в книжный и продуктовый магазин. На занятия уходит примерно 40 мин в день, при этом я не сижу рядом, а занимаюсь параллельно домашними делами. Обычно я готовлю обед, и подхожу, чтоб прочитать задание, пояснить или задать направляющий вопрос.
Рассмотрим несколько планов занятий.
I. Расписание стандартное — это довольно строгий план занятий. По нему я формировала пятидневку, но соблюдать у меня не получается. Дети могут болеть, я могу заболеть, незапланированные мероприятия, все это рушит график. Единственный вариант, чтоб не быть вечным должником самому себе — это просто не нагонять пропущенные дни, а начинать, после пропуска, занятия с сегодняшнего дня недели по расписанию.
При нажатии таблица увеличивается!
Расшифровка занятий для детей 1,5 лет:
1. Общие знания — по пособиям «Семь Гномов» или любым другим с охватом тем:
— животные и их детеныши,
— повседневная жизнь (прогулки по городу, квартира, деревня),
— противоположности (большой-маленький, твердый-мягкий),
— основные названия (животных, одежды, посуды, растений),
— формы и цвета.
2. Пальчиковые игры — «Бушки-топотушки», «Тюк-тюк-кулачок», подробное описание тут.
3. Развивающие игрушки:
— сортеры,
— деревянные вкладыши,
— животные-пазлы на магнитах,
— деревянные бусы,
— деревянные геометрические сортеры по типу пирамиды и т.д.
4. Развитие речи — «Альбом по развитию речи», подробное описание тут.
5. Лепка — пластилином, массой, тестом.
6. Музыка — различные музыкальные произведения от детских песен до классики.
7. Пазлы — крупные картонные пазлы от 2 до 6 элементов (серия Maxi пазлы).
8. Песок — кинетический песок, смеси круп.
9. Физ-ра — на шведской стенке, мама страхует. Бегает по ортопедической дорожке.
Расшифровка занятий для детей 4-5 лет:
1. Математика 1 — Л.Г.Петерсон «Игралочка 4-5 лет».
2. Английский — песни, слова, стишки с развивайки. Книжка-раскраска «Английский для малышей», «Английский для малышей» под редакцией Н.А.Бонк.
3. Математика практика — палочки Кюизенера, время, счет, примеры.
4. Общие знания — по пособиям «Семь Гномов», серии Умные книжки О.Н.Земцовой, энциклопедиям, книгам о технике или любым другим с охватом тем:
— техника,
— животный, растительный, подводный миры,
— космос,
— география.
5. Математика 2 — Л.Г.Петерсон «Раз — ступенька, два — ступенька 5-6 лет».
6. Прописи — по картонным трафаретам, распечаткам из интернета, Е.В.Колесникова «Дорисуй и раскрась».
7. Раскраски — распечатки из интернета: по номерам, техника, соедини последовательно цифры и раскрась.
8. Вырезалки и лабиринты — пособия Kumon и Gakken, Техника, «Большая книжка ходилок, бродилок и лабиринтов» издательства Клевер.
9. Лепка — пластилином, массой, тестом.
10. Музыка — различные музыкальные произведения от детских песен до классики.
11. Математика 3 — К.В.Шевелев «Занимательная геометрия 5-6 лет», К.В.Шевелев «Занимательная математика 4-5 лет».
12. Стихи -учит короткие тематические стишки.
13. Чтение сам — по букварю Н.С.Жуковой.
14. Физ-ра — на шведской стенке самостоятельно. Бегает по ортопедической дорожке.
II. Расписание свободное — это наш план на февраль. Пустые столбцы — это недели (сейчас план на 10 недель), первая строка — это первый день занятий на неделе. По умолчанию идет пятидневка, но, если мы не доделали что-то с сегодняшнего дня, напротив предмета не будет стоять галочки. Моя основная цель — придерживаться плана, но допускаются отступления, главное следить за равномерностью набора галочек. В столбце «Чтение» на одной неделе нужно набрать 5 галочек.
При нажатии таблица увеличивается!
III. Метод погружения — на один предмет отводится неделя или целый день. Например: неделя разных методик по математике, за ней неделя речи и чтения, далее неделя английского и в завершение месяца, неделя общих знаний.
IV. Школьное расписание — каждый день нужно выполнить 2-3 задания с каждой дисциплины. Например: прочитать абзац, решить 2 задания по математике, выучить несколько слов по английскому, изучить что-то из области общих знаний.
По сути мое расписание похоже на четвертый вариант. Но во 2 варианте идет более блочная подача. Материал, отведенный на утро — обязательный, вечерний — по обстоятельствам. Изначально чтение было запланировано несколько раз в неделю, но после размышлений добавлено каждый день.
Статья вышла длинная, поэтому вопросы: «как заинтересовать ребенка», «как мотивировать», «как хвалить»- будут в отдельной статье.
С Уважением, МамаЧуда.